Художник
В конце декабря во МХАТе состоялась премьера спектакля “Околоноля”, живые декорации к которому создал художник Кирилл Шаманов.
Текст: Мария Кравцова
Шаманов - Infant Terrible современного искусства. Не стесняясь в выражениях в споре с оппонентами, он в равной степени раздражает адептов Contemporary art и представителей “Вечных ценностей”.
Кирилл Шаманов - живое доказательство того, что искуство - лучшее лекарство от всех социальных недугов. Полукриминальный подросток из спального района Санкт-Петербурга жил без особых планов и надежд на будущее, пока, слоняясь по Заячьему острову, не обнаружил в подвалах Петропавловской школу современного искусства “ПРО АРТЕ”. Шаманов остался в казематах Петропавловки на пять лет, прослушал несколько сотен лекций и мастер-классов по теории и практике современного искусства, а самый ценный урок получил от легендарного Тимура Новикова, который первым понял, что современное искусство делается не в мастерских, а в медийном пространстве, а художник должен не столько владеть традиционными техниками вроде “холст-масло”, сколько уметь манипулировать средствами массовой информации.
Первым проектом Кирилла, вызвавшим широкий резонанс, стала “Монетизация символического капитала”. В 2005 году на Санкт-Петербургском монетном дворе он отчеканил серебряную монету номиналом ноль рублей. За “Нолём рублей” (названным “Краеугольным камнем российской экономики”) последовал “Один у.е.” (“Единая валюта СНГ”), “Ноль марок” и “Ноль франков” - памятникинесуществующим уже национальным валютам.
В 2008 году Шаманов выступил с групповым проектом GOP-ART: “Выяснилось, что тема близка многим молодым художникам. Каждый из нас сталкивался с человеческой породой, которую называют “гопниками”, и каждому было что сказать на эту тему”. Логическим продолжением GOP-ARTа стал проект Tajiks-Art, коснувшийся рынка бесправных трудовых мигрантов, готовых за мизерное вознаграждение делать что угодно. “Вместе с молодым биологом Сашей Ефремовым и искусствоведом Наташей Хвоенковой мы вывесили в ЖЖ прайс-лист на услуги по копированию перформансов “таджиками” и какое-то время наблюдали за реакцией. Особенно остро на это выступление отреагировали художники-перформансисты, которые считали, что перформанс невозможно повторить, тем более что речь шла о наймитах, которые за сотню рублей убирают мусор и красят заборы”.
Летом 2009 года Tajiks-Art развиртуализировался - в клубе “Солянка” выступила иммигрантка с Украины Марина Абрамович с перформансом “Балканское барокко”, чуть позже галерист Владимир Овчаренко заказал “таджикам” перформанс Йонатана Меезе “Диктатура искусства”, а “Гараж” пригласил Шаманова повторить акцию Сантьяго Сьерра “Оплаченные люди”. “В Москве существует еще один рынок рабов, - объясняет Шаманов. - Это сотрудники рекрутинговых агентств, которые стоят на массовках в кино и на политических митингах. Мы не только повторили перформанс Сьерра, но показали, что наша молодежь готова стоять под любыми лозунгами и флагами, и даже стоять просто так... за деньги”.
Не удивительно, что в итоге на Шаманова вышел режиссер Кирилл Серебренников: прислал почитать роман о литературных рабах “Околоноля” и предложил поучаствовать в будущем спектакле в качестве художника-оформителя. “Мне кажется, я смог придумать, как метафорически показать процесс эксплуатации богатым и сильным слабого и талантливого. Мои “таджики” задействованы в спектакле в качестве живых декораций: держат и носят декорации, некоторые из них встроены в декорации или даже становятся “мебелью” для действующих лиц”. Можно с уверенностью сказать, что спектакль с “живыми декорациями” вызовет резонанс не только в артистическом мире. Но такова судьба медиахудожника - привлекать внимание общества к его самым болезненным проблемам.
02.2011
Россия, Февраль, 2011
Россия, Февраль, 2011