2 июня в Зверевском центре современного искусства открывается первая GOP-ART выставка «Пацаны». Ключевым событием проекта должен стать круглый стол-перформанс. Мы решили заранее пообщаться с главным теоретиком нового движения Кириллом Шамановым и выяснить побольше о гоп-арте, так сказать, из первых уст.
Кирилл, для начала такой вопрос, чтобы определиться с терминами: манифест гоп-арта начинается со слов «пацаны, урла, быдло» - это всё одно и тоже, или, всё-таки, разное?
Конечно же, разное, но при этом одно и то же. Это синонимы одного явления, которое распространено в России, и в других странах. Другими словами, это – люмпен-пролетариат.
А почему урлы - что обязательно все пацаны тоже либо сидели, либо сядут?
Потому что культурой гопников, в принципе, вся выросла из уголовной культуры. Известно, что первое здание ГОП (Городского общежития пролетариата) возникло после того, как открыли тюрьмы, и нужно было где-то селить людей. Их всех поселили централизованно на Лиговском проспекте. Гопник стал ассоциироваться с таким отвязным молодым человеком - уголовщина, гоп-стоп все дела… Разные слои населения называли их по-разному. Интеллигенты в то время – «люмпен-пролетариатом», некоторые, возможно, уже тогда быдлом, кто-то гопниками, урлой…Да каждый человек так или иначе с ними сталкивался, и отлично представляет себе, что такое пацаны. Гопники – это неотъемлемая часть урбанистической культуры. Кстати, насчёт урлы – известно же, что наша массовая культура, эстрада также имеет блатные корни.
А как Вы считаете, почему именно сейчас стали говорить про гоп-ренессанс, стало много обращений к теме «пацанов», особенно в музыке, да и не только?
Вообще-то, это всегда было актуально. Как иногда говорят, искусство – экспериментальная площадка для социальных явлений. Скажем, вещи, которые делал Поллак или Уорхол – это такое стандартное поведение правонарушителя. Их основным посланием было – нахождение границ и их нарушение. Впоследствии это всё доходило до масс, и массы уже начинали этим заниматься. Сейчас, пройдя несколько оборотов, эта культура просто переживает новый виток. Я не думаю, что это какая-то мода, которая возникла именно сейчас.
Ну, да - из манифеста следует, что Поллак, Уорхол, дадаисты – все причастны к гоп-арту.
Я как основной теоретик этого направления всегда буду настаивать на том, что предтечами гоп-арта являются такие художники как Баския, Уорхол, Поллак. Если измерять их по понятиям нашей улицы, то жили они абсолютно правильно, даже с точки зрения любого урлы. Конечно, можно рассматривать Уорхола как великого художника – это всё корректно, но можно и как великого мошенника – и именно это предаёт ему особую удаль, является составляющей гоп-арта в его творчестве. Скажешь любому пацану, что Уорхол просто покупал холсты, подписывал их и успешно продавал, он ответит: «Оба, красавчик же!». А уж, что касается дадаизма, тот полностью в нашем контексте – дюшановское подрисовывание усов знакомо нам из любых школьных учебников.
Ну, так по-пацанским понятиям они не все ж к успеху шли, некоторые при жизни так особо ничего и не продали.
Это не столь важно. Уорхол – да, хорошо дело поставил. Но пацаны тоже разные бывают – кто-то на прибыль только нацеливается, кто-то более душевный просто бессмысленным хулиганством занимается. Как и художники, в принципе. Это такая хорошая калька. Гопники – мощный социальный институт, во многом совпадающий и с художественным миром. Хотелось как раз на художников через эту призму посмотреть. Если нам удаётся доказать, что тема гоп-арта присутствует в творчестве многих классиков современного искусства, то можно будет утверждать, что в этом ценность искусства и есть – в гоп-составляющей, которую нельзя недооценивать.
Вообще гоп-арт – это такое своеобразное явление. Это не авангард и не арьергард, хотя скорее даже арьергард. Это не движение вперёд, а исследование достижений авангарда. Попытка прочесть его через пацанскую культуру. Поэтому у меня и чёрный квадрат с долларом перевёрнутым – такой символ абибас-культуры. Пересматриваются, переиспользуются какие-то уже существующие бренды. Работа китайского производителя с английским языком оказалась пророческой, конечно. У китайцев вообще очень гоп-артовская стилистика работы с авторскими правами, покруче Уорхола. Они же недавно купили у нас несколько самолётов СУ каких-то, и сейчас наделала их китайских подделок, почти таких же, но похуже качеством и продают в пять раз дешевле наших. Тоже самое надо делать в искусстве – меняешь одну букву и всё. Сейчас художники плетутся за производителем - не рекламщики используют достижения искусства в своих маркетинговых целях, а наоборот. Китайцы поступают авангардно и находятся в левом дискурсе, так как все эти подмены выглядят аниглобалистски, хотя и преследуют лишь прибыль. Художник, ставя памятник этой вторичности и гиперболизируя её, больше всех приближается к современной ситуации в медиа и в обществе. Телевизор смотрят все, китайские шмотки также на каждом углу.
А каким должен быть гоп-артист?
Гоп-артисты бывают двух видов - либо хитрый, умеющий грамотно разводить, ориентирующийся в художественной ситуации «на районе», либо совсем отвязанный, не могущий существовать без сторонней поддержки, но обаятельный и всё равно своего добивающийся.
Сейчас есть некоторое количество основных кланов в художественном мире – левые, феминистки, например. Они все группируются по-разному, у каждого есть свои понятия, но понятия существуют только тогда, когда человек им следует. Если с пацанских понятий рассматривать деятельность многих наших «левых» становится просто смешно. Скажем, они в работах выступают против общества потребления, а сами-то потребляют да ещё как.
А как, всё-таки, возникла идея гоп-арта? Когда?
Идея возникла года два назад. К счастью всё это было не в муках, не в спешке – никаких дедлайнов. По собственной инициативе авторов. Я гоп-арт особо не рекламировал – написал пост в жж, и всё. Интересно, что поддержали меня в основном молодые уже состоявшиеся художники, причём из различных областей. Есть граффитисты, есть социальные художники, музыканты. И все сходятся на данной эстетике. Причём, каждый, кто пришёл, имеет вокруг себя ещё пять-десять знакомых, которые активно хотят помогать проекту и тоже в нём участвовать. На данный момент с гоп-артом себя ассоциирует уже порядка пятидесяти человек, а может, даже сто. Язык пацанской культуры понимают все, особенно в России. И когда на нём начинают высказываться в галерее, музее или каком-нибудь другом арт-пространстве, художники просто спинным мозгом ощущают, что это то, что надо. Я никого не уговаривал, да и денег у меня нет. Люди на собственном энтузиазме вписываются в это дело.
А был бы такой отклик несколько лет назад? Почему именно сейчас гоп-арт стал актуален?
Несколько лет назад была другая ситуация. А сейчас назрело оттого, что надоело слушать все эти разговоры: какое искусство нужно - какое не нужно? Нужно ли левое, нужно ли правое...? Захотелось уже сделать что-то такое, что точно будет совершенно ненужным и политически нейтральным. Нащупать, создать это ненужное искусство. Как я уже говорил, сейчас в арт-среде много кланов, а гопников нет. Большинство представителей других кланов всё-таки кодированы этой культурой очень глубоко. Некоторые, правда, травмированы – поэтому у проекта появляются и враги. Но многие из нас, действительно, ждали гоп-арта, так как назрели идеи в этом плане. Особенно в регионах, в Москве ситуация несколько другая, всё-таки.
Вообще, для нашего движения сейчас даже не так важна эта выставка – согласен, тема «пацанов» сейчас достаточно избита. Важно, что в рамках мероприятия пройдёт конференция среди участников и специальных гостей, где хотелось бы обсудить, что вообще делать с этим трендом? Главное, чтобы это было художественное обсуждение. Строиться всё должно по региональному признаку – по районам. Будут питерские, московские, ростовские, саратовские и казанские. Калька абсолютно очевидна и вызывает у всех умиление. Выставка - отличный повод всем съехаться и обсудить наши возможности и создание «Пацанале» в 2010 году. Желательно, проводить его где-то раз в три года, т.к. работаем мы медленно, надо, чтобы все успевали и не напрягались особо по срокам. Уже участвует южно-русская волна – ростовские ребята, саратовские – Волга Драйв, из Казани ожидается приезд Юры Намбавана, московские ребята – Миша Мост и Илья Трушевский. Главное - собрать некую сеть людей, вокруг которых создавать уже коллективные групповые проекты.
То есть грядущая выставка это только небольшая часть всего проекта?
Да, это такой пилотный проект. Предполагается, что выставка пойдёт по городам – будет ещё в Ростове, в Питере… Важная задача в том, чтобы стянуть наибольшее количество сил и посмотреть наиболее интересные явления вот в этом направлении. Почти все ребята ещё чем-то занимаются, хотя есть и совершенно аутентичные персонажи, которых никак нельзя оставить без внимания. Например, Саша Кулик – единственный среди нас художник-членовредитель. Обещал свой отрубленный палец выставить. В Ростове очень там всё активно, к нам уже группа «Каста» присоединилась.
Вообще, выставка в основном, предназначена для оформления, так сказать, съезда. Чтоб атмосфера правильная была.
А что касается музыки. Это где будет проходить?
Ну, вот музыкальная часть, видимо, в Зверевском центре. Нас, как настоящий андеграунд, обделили пространством. Модные тренды пока, к сожалению не понимают вселенской необходимости гоп-арта. При пацанском триеннале обязательно будет свой музыкальный фестиваль. Возможно, скоро займёмся сборником с лучшими гоп-композициями.
А Намбаван как музыкант фигурирует или видео привезёт?
Он и за музыку, конечно ответить может, но на выставке планируется первый показ «Братан-инфо» на большом экране, до этого так ещё никто не видел.
А существует гоп-литература?
Конечно. Только это тоже от взгляда зависит. Если классиков рать, то конечно Достоевский, Гоголь. Битники тоже вполне. Лимонов, разумеется.
И Маяковский?
Конечно же! Я достаю из широких штанин – что это ещё может быть?
А Владимир Нестеренко - Адольфыч?
Я думаю, да. А как же? Только лучше говорить не гоп-литература, а кто из писателей пацан, а кто нет.
А если брать лагерную прозу, например. Солженицын разве пацан?
Солженицын не пацан – он по 58 сидел, значит политический. А настоящий гоп-арт не должен иметь никакого отношения к политике, он нейтральный.
А есть некая пацанская эстетика?
Пацанская эстетика в соблюдении понятий. Она проистекает от этики.
Так а в чём сила пацанов-художников? Какова их цель?
Пацанам и вообще русским людям не надо объяснять некоторые вещи на птичьем языке. Для них и так всё понятно на простом языке без заумных терминов. Многие вещи в современном искусстве, которые объясняются преподавателями, искусствоведами и т.д. в нечитабельном, неосмысляемом виде очень легко объяснить так. Гоп-артисты понятны русскому зрителю. Можно повесить перед зрителем картину Поллака и долго объяснять про экспрессию и прочие термины, но он всё равно решит, что это – говно полное. А можно сказать, что вот чувак такой был весёлый сумасшедший, бухал, демонически эксцентричный человек - такой сын прерий, приехал в Нью-Йорк и просто начал рвать холсты, поливать их краской, выбрасывая фонтаны своей безумной энергии. В результате он стал стоить миллионы долларов. И это зрителю будет более понятно, чем объяснение места Поллака в истории искусства. Пацанское искусство призвано для того, чтобы реабилитировать русского зрителя перед современным искусством, и современное искусство реабилитировать перед зрителем. Взаимный диалог без конфликта. Что особенно важно – социальный момент, что зритель берется самый презираемый искусством. Быдло -именно тот слой общества, который культурная машина всегда обходит, бросая ему лишь жалкую кость дешёвой попсы. А мы даём шанс отверженным людям получить какое-то понимание об искусстве, повод им заинтересоваться. Как это у меня, например. Случилось. Мой опыт показывает, что в искусство вполне можно прийти с улицы. Так вышло, что мы почти все с улицы, многие имеют криминальное прошлое – так что мы в теме, и можем сделать это корректно, не оскорбив потенциального зрителя, настоящих пацанов, которых мы уважаем. Гоп-арт – это особое пространство, как будто параллельный мир другого массового искусства, но он вовсе не противоречит элитарному искусству, он даже не имеет чётких границ с ним. Мы хотим осуществить насильственное стирание этих границ, что должно стать интересным явлением и для интеллектуалов. Мы хотим дать ребусы для решения художественных задач, и чтобы это было корректно.
Некоторым участникам выставки было предложено рассказать о собственном проекте и объяснить, почему они стали участвовать в гоп-арте?
Питерские:
Антон Кальгаев – также теоретик гоп-арта, философ, художник.
Мой проект назывется "Жырный стол". В общем, это и не проект никакой, это скорее эпизод более глобального процесса, а именно бытования группы "БэкстритБойс", от имени и по поручению которой я выступаю. Сама эта группа незамысловатым образом наиболее выразительно иллюстрирует один из наиболее простых вариантов понимания гоп-арта. Существует серьезный и уважаемый художник Йозеф Бойс, основатель Флюксуса и Партии зеленых, вдохновитель Нам Джун Пайка и Джона Кейджа. Но в пацанском рассмотрении Бойс - нормальный пацан, лепивший искусство из того, что было под рукой (жира, войлока, деревяшки, тряпочки), а вся его шайка - это в некотором смысле Бойс-бэнд. А мы же занимаемся еще более низовым восприятием его творчества, получается наш дворовый Бойс, Бойс с заднего двора, "БэкстритБойс". Тут появляется связка между закрытым, недоступным, полусакральным творчеством Бойса и нами, нашим опытом народной, массовой, пацанской и какой угодно иной культуры. Выясняется, что Бойс не просто актуален на уровне хохмы, но и близок нам идеологически, по-пацански близок. Гоп-арт - следующий шаг после неоакадемизма, странный и неожиданный. И насколько неоакадемизм был сопряжен с экологизмом Бойса (а мы находим во многих текстах Тимура Новикова замысловатые отсылки к Бойсу), настолько же гоп-арт, группа "БэкстритБойс", в частности, ищет и находит истоки своего непосредственного терапевтического культурного эффекта в Бойсе и Новикове.
"Жырный стол" это незамысловатый абибас известной работы Бойса "Жирный стул" (The fat chair). Это своеобразный гоблинский перевод Бойса на пацанский язык, перевод максимально ситуативный и адекватный. Стул заменен столом, жир - синтетической смазкой. Хитровыдуманные интерпретации просто устранены за ненадобностью. Хотя присутствует и бойсовская мифология материала, и мотив недоступности, мучительного отделения работы от зрителя и автора, и какие-то псевдоконцептуалистские ходы. Но все это оставлено на откуп прокурорам и смотрящим от искусства. С нашей же стороны это просто такой респект Бойсу.
Следует понимать что такое гоп, гопничество, гопник в смысле гоп-арта. Гопничество - это абсолютно интернациональное и устоявшееся субкультурное явление, имеющее своими причинами все подряд: от ускоренной урбанизации до специфического информационного метаболизма жителей новостроек. Но дело не в этом, дело в том, что парижский, лондонский, бостонский и московский гопники - практически идентичны, как внешне, так и по сути. Все они, вся их культура табуированы, вытеснены из официальной культуры. Но она все равно прорывается через медиа, через массовую культуру в виде рэпа, народного творчества, постфольклора и проч. Все чаще именно языки и формы гоп-культуры создают мейнстрим. В чем же специфика гопницкой культуры? Часто ее называют вторичной, примитивной и низовой, указывая на тягу гопника все примитивизировать, переводить на свой язык, но именно в этой ироничной адаптивности и кроется специфическая актуальность гопницкой культуры. Дело в том, что сопоставляя официальную, высокую культуру в том варианте, которая доступна гопнику, со своим повседневным опытом, со своим мировоззрением и кругозором – гопник по сути совершает акт замысловатого монтажа, получая нечто третье, это и кулешовский монтаж: 1+1=3, и новиковская перекомпозиция. Это не гоп и не арт, это гоп-арт. Это Третье забавно, а самое главное интересно наблюдать, как представителю той самой высокой культуры (если он лишен надменного идиотического аутизма), так народу. Этот результативный вектор, этот часто шокирующий язык – резок, небанален, немного юродив, остроумен и невероятно обаятелен.
Очевидно, что движение к этому результату может идти по-разному, с двух сторон, как со стороны искусства, так и со стороны внутреннего гопника, нет никаких догматов и норм. Да и результат может разниться, он может пугать, как живопись кровью на стекле, может веселить и играть с контекстами, как «Абибасы» или «Цвета модернизма», может льстить как маниакальное повторение типовых интерьеров, а может сливаться с ландшафтом и подмигивать из примитивности как «Жырный стол».
Руслан Ермолаев:
Мой проект – портреты гопников в стиле поп-арта, связь между «гоп» и «поп». Также это своеобразный стёб над художниками, которые торгуют картинами на Невском проспекте и в различных салонах – всякие там вазы, пейзажи, пртреты... В гоп-арте участвовать меня Шаманов пригласил. Думаю, что я ему просто поверил. Это не совсем то, чем я занимаюсь, но подобный микс мне было интересно сделать. Я изобразил «пацанскую нирвану». Гопники и так по жизни не на нервяке, а тут и вовсе полная нирвана. Хотелось поймать это состояние пацанской задумчивости о счастье. Такие сюжеты из пацанских мыслей. Самому ходить фотографировать гопников мне не хотелось, поэтому я просто брал первые попавшиеся фото из интернета. В принципе, отношусь к этому больше как к приколу.
Таня Тайсон и Евгений Медведев (Женя Ма) занимаются оформлением пространства для проведения круглого стола – ведь футуристы тоже уделяли большее значение пространству и дизайну.
Таня Тайсон:
Проект условно называется «Ковровый рай». Идея ковров появилась из жж-сообщества carpet_rise, где основной контент составляют фотографии с коврами. Это такая важная часть стандартного отечественного интерьера ещё с советских времён наряду, скажем, с сервантом, и пока они так никуда и не пропали. Один должен висеть на стене, а другой лежать на диване. Надеюсь, диван будет.
Многие спрашивают, почему вот выставка «Пацаны» и все пацаны, а я одна девушка. Такое вот исключение. Позже планируется и выставка «Тёлки», как раз для слабого пола. Возможно, я ей и займусь.
Женя Ма:
Мой проект - это две скамейки, на которых так любят сидеть гопники, такие расписанные словами «Здесь был колян», «хуй», «Зенит»... Хорошо б ещё найти кассетник с музоном! Я вообще считаю, что гламур России – это и есть гопники! Для меня гоп-арт - нечто стёбное, но слегка и серьёзное. Я стал участвовать просто, потому что я решил, это сделать как серьезный пацан.
Московские:
Миша Мост – участник выставки.
Мой проект – это смесь заборной живописи и граффити. Пытаюсь приблизить всё это к современному искусству.
Я согласился участвовать, потому что сейчас в искусстве слишком много пафоса, необходимого для обеспечения его продажности. Мне кажется, необходимо «встряхнуть» ситуацию. К тому же, хорошая компания собралась. От выставки жду, по всей видимости, много негативной критики.
Илья Трушевский
Мой проект – «Стёкла». Сам пытался долго выбить вагонное стекло – вышло.
Гоп-арт это не стеб. Это без сомнения явление социальное, и как любое социальное явление должно нести дидактическую функцию. Чем рисовать? И где? Искусство должно быть красиво, искренне и доступно каждому. И без всяких изысков. Красное - красивое – кровь. Ну и стекла самые доступные полотна. Режь палец и рисуй на окне, или еще как, или на витринах.
Саратовские:
Саша Гнутов (Волга Драйв) вместо ответа прислал работы (свои фото-портреты в образе гопника) и свою биографию, состоящую из отрывочных воспоминаний ключевых событий жизни. Из этого текста можно понять, что среда гопников и мелкий бандитизм были близки ему не понаслышке.