top of page
Пресса

СТАНЦИЯ «ДРЕЙФ». Виртуальный человек на цифровой льдине.

 

В музее Арктики и Антарктики, в центральном зале на первом этаже у дальней стены, установлена палатка дрейфующей станции, с внутренней обстановкой и столом, на котором вместо рации стоит компьютер (старый макинтош), подключенный к интернету и развернутый  десктопом к зрителям. На компьютере установлен специально написанный чат с четырьмя роботами, имитирующими  самого радиста (Эрнеста Кренкеля), большую землю (Столица Советская) и забредших туда посетителей - индийского и американского хакеров. Этот чат  находится на личной страничке Э. Кренкеля в Сети. 

Радист Кренкель в обращении к посетителям странички говорит, что он связист в полярной экспедиции и, дрейфуя на льдине, он героически преодолевает воимя трудящихся все тяготы своего положения . Но из общения с ним в чате мы узнаём, что и теперь его жизнь остаётся столь же одинокой и обуреваемой теми же страстями и проблемами, что и в миру. При этом за годы подвижнического отречения от мира он уже утратил возможность вернуться в мир равноправным членом, его подвиг стал его проклятием. Он общается в чате с посетителями, которые живут в разных частях света, и их простая жизнь, наполненная различными бытовыми мелочами, представляется Кренкелю полной соблазнов и искушений. Даже родная ему Столица Советская в свете политических изменений, произошедших у него на глазах, видится ему демоничной и проституированой. В то же время Кренкель терзаем собственными страстями и сомнениями.

Общая картина событий, разворачивающихся на страничке Кренкеля, безусловно напоминает нам «Искушение святого Антония» Г.Флобера на Советский лад. Находящемуся на льдине (за железным занавесом) человеку образ мира, от которого он отделён, видится крайне притягательным, большим и опасным. Одинокий человек (Кренкель) дико завидует посетителям чата и мечтает о  встречах с ними. В то же время сетевой пользователь (интернет-зависимый Кренкель), сидя на «льдине» своей странички, входит в контакт сне с реальными людьми и явлениями,а другими «льдинами» и другими «Кренкелями», так же, как он, дрейфующими в информационном океане рядом друг с другом...

Среди прочего в лице Кренкеля  проводится параллель между его образом жизни на дрейфующей станции и образом жизни сетевых пользователей, которым  тяжело оторваться от компьютера. Кренкелю, как и интернет-зависимым людям, легче заказать необходимые товары на «большой земле» через Сеть, чем дойти до ближайшего магазина, легче разговаривать посредством чата, нежели входить в живые – пусть и желанные – контакты.

Всё чаще и чаще среди пользователей Интернета звучит термин "цифровое тело" - например, личная страничка, номер IСQ, e-mail, анкета на сайте знакомств etc. Это - органы "цифрового тела", исполняющие различные функции. В личных страничках и в сетевом обшении вообще - чатах, форумах и пр. - главным лейтмотивом является поиск общения, поиск любви в океане одиночества.

Таким образом Кренкель не только образ Советского пост перестроечного человека,но и образ современного человека, «инвалида информационного взрыва». А льдина, на которой он находится, – это образ «цифрового тела», дрейфующего в информационном океане Интернет.

В представленном проекте крайне многозначительной предстаёт тема телесности.Особенно в преломлении через сопоставление тела и подвига ,телесности и героизма. Тело до, во время и после подвига…Ежеминутное подвижничество и стоицизм на которые обрекает себя герой оставшись в живых после свершённого однажды подвига, личная драма сопутствующая героизму…

 

                     Кирилл Шаманов

                                                   

2002, Июнь. Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», проект «Станция «ДРЕЙФ». Виртуальный человек на цифровой льдине», Санкт-Петербург, Музей Арктики и Антарктики. 
   

bottom of page